Человечество издревле использовало математические инструменты для решения разного рода астрономических задач. Активно применяли их, например, древнегреческие ученые. Так, Эратосфен рассчитал, что расстояние до Луны больше диаметра Земли в 29,5 раза. Это не совсем точный, но очень близкий к реальному расстоянию результат. Подобные вещи удивляют, так как древние ученые не могли пользоваться техническими достижениями, приборами, которые есть сейчас. Сегодня, например, решить задачу по математике, даже самую сложную, можно буквально в пару кликов, используя интернет. В Древней Греции для расчета астрономических параметров могли использовать только алгебру и геометрию.
И в учебниках по астрономии (к счастью, этот предмет не так давно вновь вернулся в российские школы), и по математике часто можно встретить связанные между дисциплинами задачи. Самый простой пример: необходимо выразить в астрономических единицах расстояние между Юпитером и Ио (спутник планеты), если в метрической системе оно равняется 422000 километров. Решается он обычным математическим действием: 422000/149600000 (1 а.е.) = 0,00282089577 астрономических единиц.
В качества примера можно привести и чуть более сложную задачу. Ученику необходимо вычислить время полного оборота Марса вокруг Солнца при условии, что расстояние от него до звезды в 1,5 раза больше (условное значение, хотя и близкое к реальному), чем от Земли. Чтобы решить эту задачу, ученику нужно помнить стандартный вид числа, свойства пропорции, иметь вычислительные навыки, знать, чему равны единицы расстояния, используемые в астрономии, а также понимать закон Кеплера. Решение: Т1?/Т2? = а1?/а2? ( где а1 = 1,5 астрономической единицы, а2= 1 а.е., Т2 - 1 год, т. е. время вращения Земли вокруг Солнца). Ответ получается такой: Т2 = 1,9 лет. Именно столько необходимо Марсу, чтобы совершить полный оборот вокруг звезды.
Ну а осуществить решение неравенств, различных задач можно на нашем сайте.